Булгаков М. А.Булгаков Михаил Афанасьевич – прозаик, драматург. Годы жизни 1891 – 1940 гг. Михаил Булгаков окончил Первую Александровскую гимназию, где обучались дети русской интеллигенции Киева. Степень преподавания в гимназии была довольно высокий и занятия иногда проводили даже университетские профессора. В 1909 году Булгаков зачислился на медицинский факультет Киевского университета. В 1914 году грянула первая мировая война, которая сломала все его надежды на мирное и счастливое будущее. После завершения учёбы в университете в 1916 году, Булгаков трудился в полевом госпитале первоначально в Каменец-Подольском, а потом в Череповцах.

В сентябре 1916 года Булгакова вызвали с фронта и послали руководить работой земской Никольской сельской больницы в Смоленской губернии, а в 1917 году отправили в Вязьму. Этот пору своей жизни писатель отразил в “Записках юного врача* (1926), где возникает характерный булгаковский персонаж – честный труженик, нередко спасающий больных при самых безысходных обстоятельствах. Человек, который сознает всю необходимость просветительской работы среди крестьян из глухих смоленских деревень, но бессильный что-либо изменить в обстоятельствах их тяжёлой жизни.

Грянувшая февральская революция расстроила привычное существование. В очерке “Киев-город” (1923) Булгаков говорил, что с революцией “внезапно и грозно наступила история”.

Затем началась Октябрьская революция, после которой его отпустили с военной службы, и он возвратился в Киев. Город вскоре был занят германскими войсками. Таким образом будущий писатель погрузился в водоворот гражданской войны.

Булгаков являлся неплохим врачом, и в его знаниях нуждались обе сражающиеся стороны. Молодой врач был предан своим гуманистическим идеалам и решительно осуждал жестокость петлюровцев и белых, заклеймённую позднее в произведении “Белая гвардия”, в рассказах “Налет” и “В ночь на 3-е число”, а также в пьесах “Дни Турбиных” и “Бег”.

Булгаков честно исполнял свой врачебный долг, но в душе его вырастал глубокий протест против непроизвольного соучастия в жестокостях и преступлениях.

Во Владикавказе в конце 1919 и в начале 1920 года Булгаков оставил ряды войск Деникина и принялся сотрудничать в местных газетах, полностью забросив медицинскую деятельность.

Первый рассказ был издан осенью 1919 года. Зимой 1919-1920 годов он пишет ещё несколько рассказов и фельетонов, один из которых знаком нам под заголовком “Дань восхищения”.

Это первый художественный текст, который сохранился до наших дней. В нём говорится об уличных сражениях в городе Киеве в период революции и гражданской войны.

Его увлечение литературным творчеством в основном развилось не только от нежелания участвовать в военных конфликтах гражданского общества, но и пробудившейся внутренней тягой к литературе и театру.

Перед тем как белые ушли из Владикавказа Булгаков захворал возвратным тифом. Когда он поправился весной 1920 года, городом уже завладели отряды Красной Армии. Булгаков начал сотрудничать в подотделе искусств ревкома. Для осетинских и ингушских театральных трупп он сочинил пьесы, текст, одной из которых – “Сыновья муллы” – сохранился и до наших дней.

В данной пьесе повествуется о наступлении Февральской революции в ингушском селении. Сама революция показывается в пьесе как благое дело для народа, и в этом она отображала не только запросы и веяния того времени, но и убеждения ее автора.

Вообще булгаковские пьесы кавказского периода являлись некими агитками-однодневками, которые и писались лишь для того, чтобы заработать кусок хлеба насущного, а настоящее мастерство Булгакова как драматурга в них пока ещё не обнаруживалось. Владикавказские впечатления писателя стали отправной точкой для написания повести “Записки на манжетах”.

В Тифлисе, а затем в Батуми у Булгакова появилась возможность эмигрировать за границу, но он уже в то время хорошо осознавал, что русский писатель просто обязан жить в России. В 1921 году он решает переехать в Москву.

С весны 1922 года Булгаков начал систематически издаваться на страницах московских газет и журналов.

В сатирических фельетонах и очерках предметом булгаковской сатиры делается не только “накипь нэпа” – нувориши-нэпманы (новеллы “Триллионе?” и “Чаша жизни”), но и та часть городского народонаселения, чей слабый культурный уровень подмечал писатель. К их числу относились: жители московских коммуналок, рыночные торговки, малограмотные служащие и другие. Но при этом Булгаков наблюдает и всходы новых веяний, признаки возврата жизни в нормальное русло (символом этого в одном из очерков делается мальчик-школьник, шагающий по улице с новеньким ранцем).

В повести “Роковые яйца” (1924) Булгаков герои произведения действуют в воображаемом будущем – 1928 году, когда следствия нэпа привели к быстрому взлёту уровня жизни народа. Грандиозное открытие профессора Персикова, способное дать благо всему человечеству, поворачивается большой трагедией, очутившись в руках малограмотных, самоуверенных и напыщенных людей – той новоиспечённой бюрократии, которая ярко расцвела в период военного коммунизма и увеличила своё влияние в годы нэпа. В “Роковых яйцах” была изображено отсутствие готовности общества принять принципы взаимоотношений, организованных на уважении к прилежному труду, культуре и знаниям.

В пьесах “Дни Турбиных” и “Бег” (1925-1928) Булгаков изобразил ту часть интеллигенции, которая сначала не принимала революцию и даже боролась против неё. Здесь автор сообщает о зарождающемся процессе, который привёл к началу формирования “новой интеллигенции”. Сам Булгаков тоже причислял себя к этому слою, о чём с юмором рассказал в фельетоне “Столица в блокноте”:

В 1929 году атаки критиков на Булгакова значительно увеличились. Со сцены были удалены все его пьесы – “Дни Турбиных”, пьеса-памфлет “Багровый остров” и бытовая комедия “Зойкина квартира”.

Драматургу пришлось написать письмо правительству, в котором он ходатайствовал о разрешении выезда за границу. Письмо дало неожиданный результат. После разговора Сталина с Булгаковым его назначили режиссёром-ассистентом МХАТа. Возобновилось большинство постановок пьес Булгакова и поставлена инсценировка “Мёртвых душ”. Но после 1927 года писателя перестали печатать (за исключением перевода “Скупого” Мольера, 1938, и “Седьмого сна” из пьесы “Бег”, 1932).

Даже в наитруднейший период 1929-1930 годов Булгаков не думал всерьёз об эмиграции. В одном из своих писем писатель признавался: “… Я невозможен ни на какой другой земле, кроме своей – СССР, потому что я 11 лет черпал из него”.

После того как в 1933 году, автору, так и не удалось напечатать роман “Жизнь господина де Мольера”, Булгаков до самой своей смерти (10 марта 1940 года), больше не пытался издавать свои произведения. Делом всей его жизни стал роман “Мастер и Маргарита” над котором он работал почти двенадцать лет.

Изобразив в пьесах “Дни Турбиных” и “Бег” полную обречённость белого движения, а также закономерность перехода интеллигенции на сторону советской власти, а в повести “Собачье сердце» – опасность, угрожающую обществу, если безнравственная и культурно отсталая особа получает право навязывать свою волю другим, Булгаков сделал открытие, вошедшее в систему русских национальных ценностей, и по праву завоевал звание русского национального писателя.

А роман “Мастер и Маргарита” стал одним из самых величайших достижений русской и мировой прозы XX века. В этой работе обрели своё законченное выражение все мотивы и идеи, характерные для Булгакова.

1 Звезда2 Звезды3 Звезды4 Звезды5 Звезд (Пока оценок нет)
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *